Стратегии манипуляции нарцисса
Нарциссы, мужчины и женщины, используют контроль как инструмент для подавления своих жертв. Поначалу это может казаться заботой, но со временем становится ясным: человек теряет свою самостоятельность и чувство уверенности. На уровне психологии возникает страх, который способствует возникновению созависимых отношений, сообщает канал "Психолог Людмила Волкова.".
Контроль является основой этого взаимодействия и ведет к созданию не только тревожных моделей поведения, но и усиливает зависимость жертвы от нарцисса. Страх, как древний инстинкт, изначально служил для защиты, но в отношениях становится средством манипуляции.
Психологические механизмы страха
Наши реакции на страх варьируются от "бей" до "беги" или "замри". В ситуации отношений с нарциссом, многие жертвы оказываются поймаными в ловушку созависимости, что приводит к тому, что реакции "бей" и "беги" становятся невозможными. В ответ на нападения нарцисса возникает реакция "замри", что часто затрудняет разрыв отношений.
При таких обстоятельствах жертва начинает разрабатывать стратегии поведения. Когда нарцисс становится агрессивным, жертва пытается его успокоить, терпит оскорбления и унижения, чтобы минимизировать боль и предотвратить дальнейшую агрессию. Это называется защитным механизмом, и со временем он приводит к тому, что жертва начинает воспринимать жестокость нарцисса как норму.
Циклы манипуляции и зависимость
Однажды попав в этот замкнутый круг, жертва теряет свою идентичность и начинает видеть мир глазами нарцисса. Аспекты личной жизни, такие как желания и границы, становятся расплывчатыми. Нарцисс контролирует своего партнера до такой степени, что жертва начинает ощущать себя родственным существом. Это становится основой выученной беспомощности, когда жертва больше не имеет сил сопротивляться.
В моменты, когда нарцисс понимает, что переусердствовал, он может переходить к этапу "перемирия". Небольшие знаки внимания от него могут временно успокоить жертву, однако это только усиливает ее зависимость. Процесс повторяется, и жертва вновь оказывается в подчинительном положении, теряя себя и свою волю.







































